Трудовое воспитание | Верните школе уроки ручного труда Мнение

Трудовое воспитание школьников

Здравствуйте, уважаемые читатели. Написать заметку: ”Трудовое воспитание, верните школе уроки ручного труда”, меня подтолкнул тот факт, что во всех школах страны изъяли уроки физического труда, заменив их на предмет- “технологии”.

Здесь я высказал сугубо личное мнение на правах отца и дедушки о том, что такая замена нанесет вред воспитанию трудовых навыков учащимся. Почему наших детей и внуков лишили получения первых азов, безусловно, необходимых для будущей жизни.

А также привожу пример из собственного опыта, что дали мне уроки труда, как я и мои одноклассники воспринимали такие занятия. О том, какую пользу приносила физическая работа в формировании и развитии каждого ребенка.

Школьная мастерская

Трудовое воспитание, что это такое    

Это - процесс обучения и подготовки детей к будущей трудовой деятельности. Задачи уроков труда состоят в том, чтобы привлечь их к посильному участию в общественном и индивидуальном производстве, как в школьном, так и в семейном кругу.

Необходимое и целенаправленное формирование детского отношения к труду, это всестороннее воспитание и развитие будущей личности во взрослой жизни. Полученные навыки в юности, будут хорошим заделом для накопления опыта. 

В процессе воспитания трудолюбия должна участвовать не только семья (родители, дедушки, бабушки, старшие братья и сестры), но и первый коллектив в лице школы, класса. Именно здесь будет заложен фундамент всесторонне развитого гражданина. 

Трудовое и физическое воспитание личности, должно быть обязательным предметом в школьном образовании. Изъятие его из программы обучения, является большой ошибкой и не дальновидностью министерства. 

“Одной теорией сыт не будешь”

У меня нет педагогического образования, но есть опыт в воспитании собственных детей, сына и дочери. Плюс воспоминания школьных лет, когда сам “грыз” гранит науки и теперь, как мне кажется, имею право на участие в обсуждении данной темы.

Хочу начать с того, что в упразднении трудового воспитания в школах, виновата рыночная экономика. Чего греха таить, на этом деле заменив практику пустой теорией Министерство образования сэкономило приличные деньги.

Теперь не нужно тратиться на оборудование, инструменты, материалы, продукты и тд. Куда проще, подкинули дешевую книжонку, да и дело с концом. А для оправдания замены, приплели полученные травмы учеников во время практических уроков.

А как же физкультура?! Там тоже бывают травмы и причем намного чаще, чем случались на трудах и это неоспоримый факт. Не секрет, что подавляющее большинство родителей, не в восторге от таких изменений.

Уроки труда в купе с физ-рой, привносили существенное разнообразие в монотонную жизнь школьника, насыщали ее физической нагрузкой, столь необходимой и полезной для растущего организма. 

Меня огорчает тот факт, что нынешняя образовательная система ставит компьютерную грамотность выше производственной, сваливая все на реалии времени и широко шагающего прогресса. Этим выставляют физический труд, как пережиток прошлого.

Но что такое теория без практики, это ноль без палочки. Когда что-то делается непосредственно своими руками, это откладывается в памяти и руках. Не зря ведь про велосипед говорят: если раз научился ездить, то это навсегда.

Физический труд в школе, это часть фундамента будущей личности. Умение забить гвоздь или сделать правильный стежок швейной иглой, куда важнее, чем клацанье по компьютерной мышке.

Я ничего не имею против компьютеров, телефонов и тд., речь не о том. Напряженная сидячая поза во время уроков, тормозит правильное физическое развитие детей. Нельзя крутиться, отвлекаться, мышцы затекают и так по несколько часов в день.. 

 На это говорят, что организм молодой, мол, ничего страшного, типа это дисциплинирует учеников. Чушь. Я что, в школе не учился? Оглянитесь вокруг, сегодня тридцатилетние, по состоянию здоровья пенсионеров догоняют. 

Особенно зубрилы, этакие старички-дистрофики. Сатирик Михаил Задорнов называл таких-мышкоблудами. Физически крепкие отличники, ребята и девчонки, это уникумы, те кто занимается спортом и привыкшие к дополнительным нагрузкам, а остальные?

Работа ученика

Зачем лишать детей простых навыков, таких как работа с молотком, ножовкой, стамеской, отверткой (у мальчиков), шить, вязать, готовить еду (у девочек). Что в этом плохого? Это будет поважней технологии и аналитики вместе взятых.

Когда ребенок начинает понимать, что он востребован и приносит пользу, это очень сильная мотивация для его самосовершенствования. Даже самая банальная помощь маме по хозяйству, будет большой эйфорией для него и гордостью.

Я не могу никак понять, почему школьников перестали привлекать к уборке классов, школы, школьной территории. По какой причине убрали такой общественно-полезный труд, который учит работе в коллективе и их взаимодействия друг с другом.

Урок труда

Складывается такое ощущение, что из наших отпрысков готовят каких-то индивидуалов и в связи с этим возникает вопрос: “А что, в недалеком будущем коллектив и общество будут больше не нужны?

Я против! Мои дети должны учиться жить в коллективе, быть членами человеческого общества, приносить ему пользу и благо своим трудом, опытом и знаниями. Это один из главных критериев их существования.

Мои уроки труда в школе  

Я решил начать с пятого класса, потому что ручной труд с первого по четвертый это было практическим продолжением уровня аппликаций детского сада. “Чинили” учебники, библиотечные книги и тому подобное.

А вот в пятом, мы (мальчишки) стали посещать кабинет уроков труда, он находился на другом конце поселка, примерно в километре от школы, в большом рубленом доме.

Автобусов не было, ходили пешком. Уроки были спаренные и всегда последними.

Учителем у нас был бывший фронтовик, человек жесткий и очень серьезный. Про таких говорят:”У него не забалуешь”, так в принципе и было. Первое, с чего мы начали свое трудовое творчество, это выпиливание ручным лобзиком и выжигание картинок.

Пример. Выпиливали из фанеры кухонную разделочную доску или формат под небольшую картину. Затем с помощью кальки переносили на них какой-либо рисунок и специальным аппаратом выжигали его по всем нанесенным линиям.

Все наши “шедевры” мы забирали домой и ими украшали его интерьер. Со временем, поделки стали принимать вполне удовлетворительный вид, а у некоторых вообще выходило здорово. Раньше выжигательные аппараты, как и лобзик, были практически в каждой семье.

Они стоили не дорого и были популярными у населения любого возраста. Такое всеобщее хобби. Потом нас стали учить пользоваться молотком, рубанком, стамеской, дрелью, начиналась работа намного сложней, более ответственной.

От качества последующих работ, зависели и наши отметки. Начинали с более простых предметов: школьные указки, швабры, метла. Все части обрабатывали ручным рубанком, потом доводили до нужной кондиции наждачной бумагой.

Первой серьезной работой стал деревянный табурет с ножками. Здесь приходилось выдерживать строгие размеры, иначе изделие получилось бы хромым и косым. Процесс был захватывающим, а хорошая оценка учителя наполняла гордостью.

В более старших классах, нас стали учить работать на деревообрабатывающих станках, на которых мы изготавливали деревянные скалки, кубки, чашки. Вытачивали разные фигурные заготовки для изделий, ножки для столов, стульев и тд.

И вот что интересно, за время моей учебы, я не могу припомнить ни одного серьезного случая получения травмы учеником. Занозы и попадание молотком по пальцам не беру в расчет, без этого в процессе физического труда, просто не бывает.

Или, например, заниматься шитьем и ни разу не уколоться иголкой, просто нонсенс. На уроках труда мы всегда ремонтировали парты, столы, стулья и другой школьный инвентарь. Вставляли стекла, врезали замки, исправляли другие мелочи.

Наводили порядок в школе и на ее территории, чистили, красили, сажали деревья. Все это происходило дружно и весело. 

Вывод

На мой взгляд трудовое воспитание, в школы нужно обязательно вернуть. А те кто считает, что нашим детям простые навыки ручного производства в развитии не нужны, то эти господа глубоко и серьезно ошибаются.  

Подавляющее большинство учителей, считает нынешнюю школьную программу образования неправильной. Такие большие нагрузки для учеников неприемлемы. Введенное в обучение ЕГЭ, с самого его начала, имеет только отрицательные отзывы.

О дистанционном обучении, вообще говорить не хочется. Это что же творится в стране. Дети, это ее будущее, но создается ощущение, что они ей вовсе не нужны. Выращивание хилых менеджеров, в этом что ли цель всей образовательной системы?

 Делитесь друзья своим мнением, что вы об этом думаете. Может я не прав? Может своим скудным умишком не могу разглядеть всей значимости происходящего? Буду рад поучаствовать в дискуссии, всех благ вам и удачи.

Искренне Ваш, Андрей Павлюк.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение